Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА ПРОВЕДЕНИЕ БАНКРОТСТВА ДОЛЖНИКА?

16 сентября 2019

В данном материале приводится выступление Джейсона Килборна, профессора права юридической школы Джона Маршалла на Международном форуме по банкротству, Санкт-Петербург, 2019 г. Поднимается вопрос о том, что может служить источником финансирования административных расходов в период банкротства физического лица, не имеющего возможности оплатить эти расходы. Между тем полагаем, что некоторые механизмы финансирования могли бы быть применены и к корпоративному банкротству. 

В США все расходы должника оплачиваются за счет больших предприятий, проходящих процедуру банкротства, в которых небольшой процент от всех проводящихся платежей ежеквартально аккумулируется в специальном фонде, созданном для финансирования банкротств, в которых отсутствуют активы на проведение процедуры банкротства. То есть оплата административных расходов в таком случае происходит не из бюджета, а за счет специального налога от реструктуризации крупных компаний.

К административным расходам при банкротстве в США также относятся расходы на привлеченных специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). Это продиктовано тем, что должнику (должностным лицам), даже имеющему высшее образование, крайне сложно разобраться в правоотношениях, связанных с налогами и банкротством. Поэтому большинство предпринимателей вынуждены привлекать специалистов в области банкротства для подготовки документов в суд и участия в судебном рассмотрении дела, а также для взаимоотношения с управляющим. В США существует практика освобождения также от таких расходов в случае, если должник докажет, что не имеет возможности выплачивать сумму административных расходов. Подобная практика была введена еще в конце 19 века и успешно существует с тех пор. При этом выплаты в адрес специалистов производятся за счет фонда, о котором говорилось выше.

Другим вариантом снижения административных расходов является обязать управляющих при назначении в крупную компанию-банкрота с активами, дополнительно принимать в качестве управляющего несколько «пустышек».

В Бельгии в 90-х годах государство по причине высокого уровня неплатежеспособности среди населения проводило исследование, целью которого было определить причины повышения уровня неплатежеспособности. В результате одной из главных причин выступили чрезмерная доступность кредитования в совокупности с низким информированием населения о размере вознаграждения, а также агрессивная реклама кредитных организаций, направленная на повышение интереса населения к кредитным продуктам.

Государство, в свою очередь, инициировало дополнительный налог в отношении кредитных организаций, величина которого напрямую зависела от величины кредитного портфеля кредитной организации и составила около 1%. При этом денежные средства, поступающие от такого налога, аккумулируются в специальном фонде, который используется для покрытия административных расходов в некоторых случаях банкротства.

В Германии в 1995 году был принят закон о банкротстве, который предусмотрел возможность получения отсрочки в выплате административных расходов, связанных с ведением процедуры банкротства. Также право оплаты деятельности отдельных специалистов было предоставлено кредиторам. Примечательно, что государство зачастую производит оплату административных расходов, тем самым облегчая долговую нагрузку должника. Это происходит из-за осознания государственно-властным аппаратом, что проблема оплаты расходов при процедуре банкротства – проблема не индивидуальная, а коллективная, и способна влиять на все общество в целом.

В 2015-2017 гг. аналогичное решение властью принято в Польше, Словакии, Австрии:

Ранее в Польше должник должен был доказать, что у него есть средства на ведение процедуры банкротства, и лишь в таком случае допускался к данной процедуре. В результате за отчетный период лишь 4% заявок смогли пройти процедуру до конца, в том числе по причине ее высокой стоимости. В 2017 году государство осознало, что банкротство – это процедура прежде всего в интересах самого государства и его экономической составляющей. В результате была снижена общая сумма административных расходов, подлежащая уплате, и введена возможность отсрочки уплаты данной суммы. Также появилась законодательная возможность освобождения от уплаты всей суммы в случае невозможности ее погашения.

В Словакии в 2017 г. был создан государственный центр по оказанию юридической помощи при банкротстве. Обращение в данный центр было объявлено обязательным условием применения процедуры банкротства. Должник мог получить консультацию специалиста, а также помощь в подготовке и подаче документов в суд. Помимо этого, должник мог рассчитывать на получение 200 евро в долг у государства на прохождение процедуры банкротства.

Австрия полностью повторила немецкий опыт, с 2017 г должники получили возможность отсрочки на все платежи, являющиеся расходами на ведение процедуры банкротства. Если должник докажет, что такие платежи могут нанести вред ему и его семье, и такое положение будет длиться не менее 3-х лет, то должник может быть полностью освобожден от оплаты.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.