Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ТРАНСГРАНИЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОЛЛАНДИИ.

30 ноября 2018

В продолжение цикла статей о несостоятельности и банкротном законодательстве в Голландии, мы знакомим вас подробнее с трансграничной несостоятельностью, поскольку на сегодняшний день, широкое распространение получила тенденция регистраций компаний в офшорных юрисдикциях, имеющие активы в других государствах, а также в условиях общей глобализации бизнеса и его выхода за рубеж остро встает вопрос трансграничной несостоятельности.

Интервью проводится с голландскими юристами, специализирующими на несостоятельности Рубеном Лиувенбургом и Мишелем Биндельсом.

Признание иностранного судопроизводства

При каких обстоятельствах суды вашей юрисдикции признают законность иностранного производства по делу о несостоятельности?

В соответствии со статьей 16 Регламента ЕС «О процедурах несостоятельности» (1346/2000) возбуждение производства по делам о несостоятельности в государстве-члене ЕС (за исключением Дании) и его влияние прямо признаны в Голландии.

При отсутствии договора, конвенции или нормативных актов по вопросам международного законодательства о несостоятельности последствия процедур несостоятельности, инициированных в других юрисдикциях (кроме ЕС), признаются в Голландии лишь в ограниченной степени. Согласно голландскому прецедентному праву и правовой доктрине, основное положение заключается в том, что иностранное производство по делу о несостоятельности имеет исключительно территориальный характер действия. Как следствие:

• иностранное банкротство не распространяется на активы должника, расположенные в Голландии;

• не применяется принудительное приостановление деятельности банкрота; а также

• отдельным кредиторам не разрешается подавать требование в голландский суд о взыскании долга за счет активов должника.

За последние десять лет голландское банкротное законодательство показывает пример постепенного снижения ограничений в отношении признания иностранных банкротных производств. По делу компании «ЮКОС» (Верховный суд, 13 сентября 2013 года, ECLI: NL: HR: 2013: BZ5668) Верховный суд разъяснил объем признания дела о несостоятельности иностранного субъекта в Голландии.

При условии, что решение, вынесенное иностранным судом, не противоречит государственной политике Голландии, и в случае отсутствия производства по делу о несостоятельности должника в Голландии, иностранный банкротный управляющий может осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в Голландии, включая отчуждение активов и перевод поступлений в имущество иностранного субъекта-банкрота,  при условии, что банкротный управляющий уполномочен выполнять указанные действия на основании применения права о несостоятельности (lex concursus[1]). Однако должны учитываться любые аресты, наложенные на имущество в Голландии отдельными кредиторами до момента передачи. Банкротный управляющий по делу о несостоятельности иностранного субъекта или аналогичное должностное лицо может действовать в Голландии без предварительного решения суда, исполнения судебного решения, вынесенного судебным органом другого государства или судебного признания иностранного производства, при условии, что право о несостоятельности (lex concursus) допускает такие действия.

Принудительный роспуск иностранных компаний

Каковы полномочия голландских судов распоряжаться о прекращении деятельности иностранных компаний, ведущих свою деятельность в вашей юрисдикции?

В соответствии с Регламентом ЕС «О процедурах несостоятельности» (1346/2000) голландские суды имеют право возбудить производство по делу о несостоятельности иностранных компаний, которые ведут основную деятельность в Голландии. В соответствии с внутренним законодательством о несостоятельности юрисдикция голландских судов определяется главным образом по юридическому адресу должника. Если должник не имеет юридического адреса в Голландии, но ведет деятельность на территории Голландии, то суд района, в пределах которого находится офис компании, обладает юрисдикцией по делам такого субъекта в соответствии с Законом о банкротстве от 1893 г.

Место ведения основной деятельности

Как определяется место ведения основной деятельности в вашей юрисдикции?

В соответствии с Регламентом о несостоятельности место ведения основной деятельности – это место, где должник на регулярной основе ведет дела в интересах своего бизнеса, что может быть установлено третьими сторонами. Существует опровержимая презумпция того, что место ведения основной деятельности должника – юридического лица находится по адресу зарегистрированного офиса такого лица.

Трансграничное сотрудничество

Каков общий подход судов вашей юрисдикции к сотрудничеству с иностранными судами при управлении делами о трансграничной несостоятельности?

В Голландии не приняли Типовой закон ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) о трансграничной несостоятельности.

Голландский закон о несостоятельности не содержит требований к голландским банкротным управляющим в отношении сотрудничества с банкротными управляющими и судами, находящимися за пределами ЕС. Тем не менее, голландские банкротные управляющие и надзирающие судьи, как правило, на добровольной основе желают рассмотреть возможность принятия конкретных мер совместной работы с иностранными управляющими в целях сведения к минимуму издержек и максимального взыскания средств для совместных кредиторов - например, путем содействия обмену соответствующей информацией между сторонами и международной координации связанной деятельности в процессе ведения дела о несостоятельности.

Переведено с английского языка. Источник.


[1] Lex concursus представляет собой основную коллизионную привязку для определения применимого права в случаях, когда несостоятельность осложнена иностранным элементом. Именно lex concursus используется в большинстве иностранных и международных моделей регламентации трансграничных банкротств. Так, Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г. «О трансграничной несостоятельности» и Регламент ЕС 1346/2000 «О производстве по делам о несостоятельности» содержат отсылку к праву государства места открытия производства по делу о несостоятельности. Эта привязка обеспечивает единство материального и процессуального права при рассмотрении дела о банкротстве.

 

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.