Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

КОГДА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ НЕ ВЕСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ.

21 октября 2016

Для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей законодательством Казахстана предусмотрена возможность выбора: осуществлять или не осуществлять ведение бухгалтерского учета. В связи с этим у многих предпринимателей возникают закономерные вопросы: что такое бухгалтерский учет, чем он отличается от налогового и в каких случаях индивидуальный предприниматель может его не вести?

Налоговым кодексом РК предусмотрены конкретные условия, при соблюдении которых индивидуальный предприниматель вправе принять решение о неведении бухгалтерского учета. Для этого необходимо, чтобы индивидуальный предприниматель применял специальный налоговый режим (на основе патента или упрощенной декларации) и не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость или субъектом естественных монополий.

В самом общем смысле бухгалтерский учет это сбор, регистрация и обобщение информации обо всех активах и обязательствах субъекта предпринимательства и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет активов и обязательств в данном случае всегда должен иметь денежное выражение. Ведение бухгалтерского учета предполагает обязательное составление финансовой отчетности и ведение бухгалтерской документации, которая включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Вместе с тем, предприниматель, не осуществляющий ведение бухгалтерского учета, обязан всегда вести налоговый учет. Обязательность ведения налогового учета для всех без исключения субъектов предпринимательства предусмотрена Налоговым кодексом Казахстана. Налоговый учет представляет процесс ведения лицом учетной документации в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

По общему правилу налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета. Если же лицом ведение бухгалтерского учета не осуществляется, то, согласно нормам налогового законодательства, основанием для ведения налогового учета служит первичная учетная документация. При этом стоит отметить, что составление первичных учетных документов предпринимателем регулируется теми же правовыми нормами, что и для лиц, которые ведут бухгалтерский учет, с применением всех правил касательно порядка документирования хозяйственных операций.

То есть в целях правильности ведения налогового учета индивидуальным предпринимателем должны выполняться нормы касающиеся порядка и формы составления первичных документов, порядка приема и выдачи наличных денег и оформления кассовых документов, порядка ведения кассовой книги и хранения денег, а также порядка учета подотчетных сумм, что на деле относится к бухгалтерскому учету.

Кроме того законодательством предусмотрено, что в целях ведения налогового учета индивидуальным предпринимателем должна проводиться инвентаризация активов и обязательств, разрабатываться и применяться налоговая учетная политика (внутренний документ, составляемый самим предпринимателем и содержащий сведения о порядке ведения налогового учета).

То есть фактически, предприниматель, принимающий решение не осуществлять ведение бухгалтерского учета, освобождается лишь от обязанности составления финансовой отчетности и некоторого формализма касательно порядка проведения инвентаризации и порядка хранения бухгалтерских документов. В большинстве случаев такие предприниматели также не используют электронные базы данных (к примеру, 1С: Бухгалтерия).

Отказ от ведения бухгалтерского учета может стать существенным минусом в случае наступления неплатежеспособности индивидуального предпринимателя. Законом РК «О реабилитации и банкротстве» предусмотрена обязанность лица в случае обращения с заявлением о банкротстве предоставить суду финансовую отчетность за 3 последние года и на текущую дату. В случае неведения бухгалтерского учета предпринимателю придется восстанавливать/консолидировать все данные для составления финансовой отчетности. В противном случае суд вернет заявление без рассмотрения.

Как показывает практика, норма налогового законодательства, предусматривающая возможность для предпринимателя отказаться от ведения бухгалтерского учета, большинством лиц трактуется как полный отказ от ведения бухгалтерского учета, что является в корне неверным и может привести к негативным последствиям в виде административной ответственности за отсутствие учетной документации и нарушение правил ведения налогового учета.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.