Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

СРОКИ В КОРПОРАТИВНОМ ПРАВЕ И УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ИХ ПРОПУСКА.

4 декабря 2015

Ценность любого права, в том числе субъективного, вытекающего из конкретного правоотношения и наделяющего лицо конкретными правомочиями, заключается в его осуществимости, в возможности получения практической пользы от его реализации. Для этого лицо должно обладать достаточным количеством времени, необходимого для осуществления конкретного права.

Все гражданские правоотношения, в том числе и корпоративные, существуют во времени, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. По словам профессора Суханова, осуществление и защита гражданских прав нередко напрямую зависят от фактора времени. Но юридическое значение имеет не сам по себе процесс течения времени, определенная последовательность существования различных связей и объектов, а его отдельные этапы, отрезки, называемые сроками[1].

Понятие срок имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В корпоративном праве встречаются оба варианта. Например, для обжалования крупных сделок, совершенных акционерным обществом, устанавливается срок – период времени, в течение которого сделка может быть оспорена. Возникновение же правоспособности юридического лица связано с моментом его государственной регистрации.

Все сроки в гражданском праве можно разделить на группы: (1) сроки осуществления прав; (2) сроки исполнения обязанностей; (3) сроки защиты нарушенных прав. При этом сроки осуществления прав делятся на сроки существования прав, пресекательные сроки, гарантийные сроки, претензионные сроки. Интересными для нас представляются именно пресекательные сроки, поскольку они тесно связаны с осуществлением прав в корпоративных правоотношениях.

Пресекательные сроки – это сроки, определяющие время существования самого субъективного права или обязанности[2]. Поэтому в тех случаях, когда осуществление или неосуществление того или иного субъективного права затрагивает интересы всего гражданского общества, существенные интересы третьих лиц и т.п., закон устанавливает сроки таким образом, чтобы побудить лицо к осуществлению принадлежащего ему субъективного права.

Чтобы стимулировать осуществление индивидуумом своего права, закон использует определенные механизмы. Одним из них является досрочное прекращение права в случае его неосуществления в течение определенного времени. Именно в этих случаях истечение определенного, установленного законом или договором срока приобретает значение обстоятельства, преграждающего путь субъективному праву, пресекающего его дальнейшее действие. Прекращение действия субъективного права выступает как определенная санкция за его неосуществление. Именно эти сроки следует относить к пресекательным[3].

Примером такого срока в корпоративных правоотношениях может служить срок на право преимущественной покупки участником доли участия в товариществе. Другим примером может служить установленный срок для направления участниками своих предложений по повестке дня общего собрания. В обоих случаях после истечения установленного законом срока на осуществление права, прекращается и само право.

Устанавливая сроки, законодатель должен исходить из расчета, чтобы управомоченный субъект мог реально воспользоваться своим правом для достижения допустимой законом цели. Однако нужно помнить, что любое осуществление права затрагивает не только интересы управомоченного лица, но и интересы других лиц, а также интересы всего общества в целом. Поэтому, при определении сроков осуществления прав в корпоративных правоотношениях должен главенствовать принцип сочетания общественных и личных интересов, определяя разумную величину таких сроков.

Сроки устанавливаются законом, судом, либо соглашением сторон. Они направлены на поддержание стабильности и устойчивости имущественных отношений. Их несоблюдение приводит к таким негативным последствиям для остальных участников правоотношений, как, к примеру, неопределенность и постоянная опасность оспаривания принятых решений, заключенных договоров, достигнутых договоренностей, необходимость собирания и сохранения соответствующих доказательств, обесценивание и утрата фактов, с которыми связано само право.

Примеры сроков, установленных законом многочисленны. Это срок образования уставного капитала в ТОО, срок оплаты акций в АО, сроки на обжалование решений органов управления юридическим лицом, срок на начисление и выплату дивидендов и многие другие, устанавливаемые Гражданским процессуальным кодексом, отраслевым законодательством о юридических лицах, нормативными постановлениями Верховного суда и т.д.

К назначенным судом относятся сроки для представления доказательств, на устранение недостатков в поданных документах, сроки совершения определенных действий и др. Сроки, назначенные судом – продлеваются, а установленные законом – подлежат восстановлению. Гражданский процессуальный кодекс РК проводит разграничение судебных и законных сроков. При продлении срока, суд может не учитывать уважительность причин его пропуска, руководствуясь только собственным убеждением и обстоятельствами дела. Восстановить же установленные законом сроки суд может только при наличии уважительных причин пропуска[4].

К сожалению, суды часто пренебрегают нормами статьи 128 ГПК РК, не обращая внимания на проводимые в Законе разграничения. Сроки часто восстанавливаются без наличия достаточно веских на то причин, чтобы избежать дальнейших обжалований отказа. Многие из данных сроков являются пресекательными, их назначение рассматривалось выше. Соответственно их восстановление и продление является не только не полезным для правосудия, но и вредным для всей сферы общественно-правовых отношений, поскольку в определенной мере могут подрывать стабильность гражданского оборота.

Происходят подобные недоразумения по причине отсутствия в действующем законодательстве определения уважительности причин. То есть суд оценивает их по собственному убеждению, руководствуясь только здравым смыслом, обстоятельствами дела и свойствами личности лица, зачастую принимая бытовые причины за уважительные. К примеру, семейный отпуск или день рождения родственника, безусловно, могут являться важными для участника дела, однако не должны рассматриваться судом как уважительные причины пропуска срока.

По мнению автора, к уважительным можно отнести случаи, когда осуществление процессуальных действий было, к примеру, физически невозможно. Здесь речь может идти о сильной болезни, длительной командировке, неосведомленности, когда лицо, например, проживает в другой стране. Также в определенных случаях к уважительным причинам можно отнести безграмотность лица.

Судья должен оценить все обстоятельства в совокупности, учитывая не только доводы лица, пропустившего срок, но и его оппонентов. Разрешая вопрос о восстановлении пропущенного срока или об отказе в его восстановлении, судья должен стремиться к справедливому решению, защищающему интересы каждой стороны.


[1] См. Е. А. Суханов. Гражданское право: В 2 т. Том I Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК,1998. -816с.
[2] Советское гражданское право. Т.1. Учебник / Под ред. Л. Б. Гальперина. Изд-во «Высшая школа» М.. 1968. С. 282
[3] Л.Г. Вострикова. Гражданское право и процесс
[4] См. п.п. 1, 2 ст. 128 Гражданского процессуального кодекса РК

 

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.