Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В РК И ПОРЯДОК НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ РАСХОДОВ ПО НИМ.

7 октября 2016

В своем Послании Президента народу Казахстана в 2017 году Н. Назарбаев одним из пяти главных приоритетов Третьей модернизации Казахстана называет кардинальное улучшение и расширение бизнес - среды. Для снижения давления и поддержки определенных категорий бизнеса государством вводятся специальные льготы и поощрения, создаются многочисленные программы, выделяются субсидии. Основная информация о преференциях содержится в Предпринимательском кодексе РК.

Однако помимо специальных преференций, охватывающих только некоторых налогоплательщиков, существуют также инвестиционные налоговые преференции, устанавливаемые Налоговым кодексом Казахстана и которые вправе применить каждый налогоплательщик.

Суть таких преференций состоит в одновременном отнесении на вычеты стоимости объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию и модернизацию этих объектов. Объектами преференций будут являться впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК: (1) нежилые здания (части нежилых зданий) и сооружения производственного назначения; (2) машины и оборудование, к числу которых могут быть отнесены автомобили, летательные аппараты, кондиционеры, офисная оргтехника, холодильники, телефоны, в том числе мобильные, и многое другое.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что условие о производственном назначении относится лишь к зданиям и сооружениям. Машины же и оборудование в целях применения преференций таким назначением могут не обладать.

Законом также устанавливается перечень исключений, при которых инвестиционные налоговые преференции не могут быть применены. В частности, это относится к торговым и офисным зданиям, зданиям гостиниц, ресторанов, культурно-развлекательного назначения, общественного питания, гаражам для автомобилей, автостоянкам, сооружениям для спорта и мест отдыха, культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного или административного назначения, парковкам.

Преференции не применяются также налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории специальных экономических зон, применяющих специальные налоговые режимы для производителей с/х продукции, аквакультуры и сельских потребительских кооперативов, осуществляющими производство и реализацию подакцизных товаров, по активам, связанным с контрактом на недропользование, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного или инвестиционного приоритетного проекта.

Объекты преференций должны являться основными средствами или активами налогоплательщика, либо быть получены по договору концессии и использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, в течение трех налоговых периодов (налоговый период в данном случае соответствует налоговому периоду для представления декларации по корпоративному подоходному налогу), следующих за периодом их ввода в эксплуатацию.

Учетная налоговая политика налогоплательщика должна содержать указание о том, по какому методу должны производиться вычеты:

  • до ввода объекта в эксплуатацию (отнесение на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку в том налоговом периоде, в котором такие затраты были фактически произведены);
  • после ввода объекта в эксплуатацию (отнесение на вычеты первоначальной стоимости объекта преференций равными долями в течение первых трех налоговых периодов, либо единовременно в том периоде, в котором произведен ввод в эксплуатацию).

На вычеты согласно инвестиционным налоговым преференциям относятся также последующие расходы на реконструкцию и модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования (последующие расходы, в результате которых одновременно происходит изменение, улучшение технических характеристик, а также увеличение срока службы основного средства более чем на 3 года).

Такие последующие расходы могут быть отнесены на вычеты в соответствии с инвестиционными налоговыми преференциями в случае, если объекты, к которым они относятся, учитываются в бухгалтерском учете в качестве основных средств и предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода в течение не менее 3 последующих налоговых периодов. Основные средства в период произведения реконструкции и модернизации должны быть выведены из эксплуатации и не должны иметь причинно-следственной связи с осуществлением деятельности по контракту на недропользование.

Последующие расходы на реконструкцию и модернизацию подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они были фактически произведены. Стоит отметить, что преференции к последующим расходам могут применяться также в случае, если сами объекты реконструкции и модернизации не являлись объектами преференций. Учет объектов преференций и последующих расходов на реконструкцию и модернизацию ведется налогоплательщиком в соответствии с МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) отдельно от фиксированных активов в течение 3 налоговых периодов после ввода в эксплуатацию.

Каждый налогоплательщик вправе самостоятельно определять особенности своей учетной налоговой политики, проводить оптимизацию и выбирать наиболее эффективные способы распределения налоговой нагрузки. Не существует единого универсального ответа на вопрос применять ли данному конкретному налогоплательщику преференции или воспользоваться общеустановленными правилами, поскольку для этого необходимо произвести расчет каждого варианта и выбрать наиболее подходящий в сложившихся конкретных обстоятельствах.

Однако само наличие подобного рода преференций и возможность выбора налогоплательщиком удобного и выгодного для него варианта распределения налоговой нагрузки является важным и прогрессивным шагом государства в вопросе создания комфортной бизнес - среды.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.