Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ИЗВЕЩЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА О ПРИЗНАНИИ КОНТРАГЕНТА ЛЖЕПРЕДПРИЯТИЕМ.

2 октября 2015

«Сообщаем Вам, что Департаментом государственных доходов по г. Алматы проводится досудебное расследование в отношении ТОО «Лжепредприятие» по признакам преступления, предусмотренного статьей 215 Уголовного кодекса –«лжепредпринимательство», т.е. создание субъекта предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность в целях незаконного освобождения контрагентов от уплаты налогов…

…В этой связи, просим Вас в течение десяти рабочих дней со дня получения настоящего извещения рассмотреть возможность представления дополнительной налоговой отчетности и, соответственно, уплаты исчисленных налогов по вышеперечисленным фактам».

Именно, с таких слов начинаются и заканчиваются извещения, которые в последнее время массово рассылаются налогоплательщикам. Что это за извещения и как на них реагировать?

Для начала отметим, что в Налоговом кодексе Республики Казахстан нет дефиниции термину «извещение». Принимая во внимание ситуацию, в которой органы государственных доходов используют указанный термин можно предположить, что извещение это информирование о чем-либо, не предполагающее обязательную ответную реакцию получателя - налогоплательщика. В Налоговом кодексе описываются конкретные случае использования извещений органами государственных доходов, и указывается, какая форма извещения должна быть соблюдена в том или ином случае. При этом приведенный пример извещения и случай его использования не содержится в положениях налогового законодательства. В связи с чем, считаем, что возможны следующие варианты при его получении.

Проигнорировать полученное извещение

Так как извещение не предполагает обязательную правовую реакцию на него, одним из вариантов допустимого поведения налогоплательщика будет - не реагировать на его получение. Никаких негативных последствий для налогоплательщика данное обстоятельство не вызывает. В случае, если в последующем в отношении контрагента будет вынесен и вступит в силу судебный акт о признании его лжепредприятием, налоговый орган направит уведомление о доначислении сумм налоговых обязательств и такое  уведомление будет обязательно для исполнения налогоплательщиком.

Представить документы, подтверждающие факт сделки

Если в наличии имеются достаточные и достоверные доказательства о состоявшейся сделке с контрагентом, в отношении которого ведется уголовное расследование по факту лжепредпринимательства, наилучшим способом реакции на такое извещение станет предоставление пояснения и документов, подтверждающих факт действительности состоявшейся сделки с ТОО «Лжепредприятие», а также совершение иных необходимых действий по защите своих интересов с использованием всех возможных правовых инструментов. 

Необходимо помнить, что органы досудебного расследования, в свою очередь, обязаны принять меры для установления всех контрагентов коммерческой организации, в отношении которой лицо обвиняется в совершении лжепредпринимательства, и выяснения обстоятельств дела касательно действительной реализации товаров, работ, услуг и оплаты за них. В обвинительном приговоре суда, а также в постановлениях органа досудебного расследования или суда о прекращении уголовного дела по статье 215 УК (лжепредпринимательство) по нереабилитирующим основаниям должны быть указаны фактические обстоятельства дела относительно каждого контрагента лжепредприятия[1].

Представить дополнительную налоговую отчетность

В случае, если в распоряжении нет документов, которые могли бы исчерпывающе подтвердить факт совершенной сделки, либо имеющихся документов недостаточно для подтверждения, и как следствие существует реальная угроза для признания взаиморасчетов с контрагентом ТОО «Лжепредприятие» фиктивными, целесообразней будет представить дополнительную налоговую отчетность и уплатить налоги, не дожидаясь налоговой проверки и вытекающих из нее негативных последствий. Вместе с тем, это следует делать тактически правильно, так как действия по исключению из зачета НДС и вычетов по КПН могут послужить дополнительным доказательством лжепредпринимательства.

Кроме того, в дополнительной налоговой отчетности по соответствующим строкам указывается: (1) разница между суммами, указанными в ранее представленной налоговой отчетности, и фактическим налоговым обязательством за налоговый период - при изменении сумм в ранее представленной налоговой отчетности; (2) новое значение - при изменении остальных данных в ранее представленной налоговой отчетности. При этом за просроченные суммы платежей будет насчитана пеня согласно положениям статьи 610 Налогового кодекса РК.

Дождаться доначисления налогов и пени, подать на банкротство

В случае если в наличии нет достаточных и достоверных документов, подтверждающих факт действительно состоявшейся сделки между налогоплательщиком и ТОО «Лжепредприятие», либо если вопреки изложенным доводам и предоставленным документам контрагент признан лжепредприятием или сделка с ним признана недействительной, а начисленные налоги, штрафы и пеня непомерно велики и налогоплательщик не в состоянии их оплатить, с целью исключения дополнительных правовых рисков, необходимо своевременно подать заявление на банкротство налогоплательщика. 


[1] Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве»

 

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.