Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

4 сентября 2015

Что является законным основанием для начала налоговой проверки? Каким набором прав и механизмов защиты Вы, как налогоплательщик, обладаете? И что нужно знать о правах налоговых органов? Ответы на эти вопросы, вне зависимости от масштабов бизнеса (микро, малый, средний либо крупный) и организационно – правовой формы (ИП, ТОО, ТДО, АО) должен знать каждый предприниматель.

Проверки, проводимые налоговыми органами, согласно действующему законодательству делятся на 2 вида: документальная проверка и хронометражное обследование. Основанием для проведения проверки является предписание налогового органа. Датой начала проверки является дата получения предписания налогоплательщиком либо дата составления акта об отказе в получении предписания налогоплательщиком. Предписание, вне зависимости от типа проверки, должно содержать следующие основные  моменты:

  1. Номер и дату регистрации предписания в налоговом органе;
  2. Наименование органа, вынесшего предписание;
  3. ФИО предпринимателя либо наименование предприятия, налогоплательщика;
  4. Идентификационный номер налогоплательщика;
  5. Вид проверки: комплексная, тематическая, встречная проверка либо хронометражное обследование;
  6. Должности, ФИО проверяющих лиц, а так же специалистов привлекаемых к проведению проверки;
  7. Срок проведения проверки, который составляет до тридцати рабочих дней. В некоторых случаях срок может быть продлен в соответствие с положением статьи 629 Налогового Кодекса РК;
  8. При документальных проверках, проверяемый период, которые может быть не более пяти последних лет;
  9. Проверяемый участок территории и вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки;
  10. Подпись первого руководителя уполномоченного органа, гербовую печать и отметку о регистрации в специальном журнале учета предписаний при генеральной прокуратуре РК. При встречной проверке и хронометражном обследовании предписание может быть подписано первым заместителем руководителя.

Налогоплательщик, как в период проведения проверки, так и в период до и после, имеет право:

  • Затребовать служебное удостоверение должностного лица, указанного в предписании на проведение проверки, с целью удостоверения личности проверяющего;
  • В случаях привлечения специалиста со стороны уполномоченного органа – привлечь специалиста со своей стороны, заключение которого должно быть приложено к акту по результатам налоговой проверки;
  • Присутствовать лично при хронометражном обследовании, а также вести видео- или аудио- фиксацию действий проверяющих лиц, если это не мешает проверке;
  • Не пускать на свою территорию для проведения проверки должностных лиц в случаях: 1) если предписание не отвечает вышеперечисленным требованиям законодательства; 2) если их данные не значатся в предписании на проведение проверки; 3) если фактические сроки начала проведения проверки не соответствуют срокам, указанным в предписании; 4) если у них отсутствует соответствующее разрешение – специальный допуск на территорию налогоплательщика;
  • Не предоставлять сведения, не относящиеся к предмету или периоду проведения проверки;
  • Не исполнять не основанные на Законе запрещения должностных лиц, ограничивающие нормальное функционирование производственного процесса налогоплательщика;
  • Оспорить в вышестоящий орган в течение 30 рабочих дней с момента получения  уведомление и акт проверки, составленные по результатам проверки;
  • Оспорить в судебном порядке[1] в течение трех месяцев с момента получения уведомление и акт проверки либо ответ вышестоящего органа, составленные по результатам проверки либо рассмотрения жалобы налогоплательщика.

Проверющие лица имеют право:

  • Обследовать объекты налогообложения либо объекты, связанные с ними, независимо от их расположения, проводить инвентаризацию имущества, кроме жилых помещений;
  • Привлекать к работе специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения налоговой проверки, не заинтересованных в итогах проверки;
  • В исключительных случаях проводить выемку бухгалтерской и иной документации (в случаях предусмотренных УПК и КоАП РК);
  • Налоговые органы вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проверки самого юридического лица;
  • При наличии документов, составленных не на государственном или русском языках, потребовать перевод на соответствующие языки;
  • В случае наличия необходимой информации в цифровом виде, потребовать их распечатку в бумажном формате.

Необходимо отметить, что приведенный перечень прав налогоплательщика и проверяющего органа не является исчерпывающим и, в зависимости от фактических обстоятельств дела, может быть шире.

Все перечисленные выше правоотношения регулируются единой нормативно-правовой базой, включающей: Налоговый Кодекс РК, Гражданский процессуальный кодекс РК, Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», Закон РК «О частном предпринимательстве», Нормативное постановление Верховного суда РК от 27 февраля 2013 года №1 «О судебной практике применения налогового законодательства», а также иные подзаконные акты.


[1] При обжаловании в судебном порядке в качестве доказательств вы можете ссылаться даже на те документы и информацию, которые не были представлены в ходе самой проверки.

 

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.