Организационно-правовая форма юридического лица - товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) имеет заслуженную популярность у предпринимателей Казахстана. Вместе с тем не многие понимают сущность обязательственного права, возникающего в результате владения долей в уставном капитале ТОО. Чем оно отличается от привычного вещного права, и каковы последствия этих различий для собственника доли? Что может стать объектом ареста в рамках судебного или исполнительного разбирательства?
Статьей 36 Гражданского кодекса определено, что к юридическим лицам, на имущество которых их участники (учредители) сохраняют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы. Нормативным постановлением Верховного Суда РК от 10.06.2008 г. № 2 «О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» установлено, что право участников на долю в имуществе носит не вещный, а обязательственный характер, это означает:
1) имущество товарищества не принадлежит участникам на праве собственности, кроме случаев, когда в качестве доли в уставный капитал внесен земельный участок сельскохозяйственного назначения, право землепользования участком сельскохозяйственного назначения или право на условную земельную долю;
2) участники не имеют права требовать выдела своей доли в имуществе ТОО в натуре за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 80 ГК.
Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» перечислен набор прав и обязанностей, возникающих в результате обязательственного характера обладания долей. В частности, участник приобретает право: на управление товариществом, на получение дивидендов, на получение части имущества при ликвидации товарищества и некоторые другие права. При этом участник несет и обязанности, такие, как: обязанность по внесению вклада в уставный капитал, по уведомлению исполнительного органа ТОО либо регистратора об изменении сведений об участниках, по запрету на разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну в ТОО, а также по соблюдению требований учредительного договора ТОО.
Следует четко понимать, что если судебное или исполнительное разбирательство ведется в отношении участника, то и все обеспечительные меры могут быть применены только к его собственности: то есть арест может быть наложен на его долю, но не на имущество ТОО. Если исполнительное производство ведется в отношении самого товарищества, то может быть арестовано имущество товарищества, при этом за участником остается весь набор прав на его долю, будь то отчуждение или залог доли. Любые действия судебных исполнителей по аресту доли участника в таком случае будут незаконными.
Другой пример касается совместно нажитого имущества супругов. При разделе имущества взыскание может быть обращено только на долю участника. Само же имущество товарищества разделу не подлежит. То же относится и к распоряжению общим имуществом супругов. Статья 34 Семейного кодекса РК устанавливает, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. Соответственно участнику ТОО необходимо согласие супруга для распоряжения долей, но не для распоряжения имуществом товарищества.
И наконец, пунктом 2 статьи 28 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» определено, что утрата права на долю по любым основаниям влечет выбытие участника из товарищества с ограниченной ответственностью.