Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ЭТАПЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ.

17 октября 2018

Добровольная ликвидация – это вид ликвидации юридического лица по решению его участников (акционеров), при котором имущества достаточно для расчетов со всеми кредиторами. Процедура добровольной ликвидации состоит из последовательных этапов и длится не менее 4 месяцев.

     1. Принятие решения о ликвидации юридического лица

Решение о ликвидации юридического лица принимает общее собрание участников (акционеров). Одновременно с вопросом о ликвидации организации, собрание должно избрать ликвидационную комиссию и определить порядок и сроки ликвидации – то есть план, по которому в дальнейшем должна действовать ликвидационная комиссия.

В состав ликвидационной комиссии могут входить любые лица, закон не содержит ограничений на этот счет. В малом бизнесе в состав ликвидационной комиссии часто назначают работников фирмы: директора, бухгалтера, заведующего складом и т.д. Количество членов ликвидационной комиссии законодатель оставил на усмотрение собственников бизнеса, но на практике часто назначают комиссию в составе 3-х человек. Одного из членов участники (акционеры) должны назначить председателем ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии управление делами и имуществом компании переходит к ней. В дальнейшем все документы, требующие подписания директором, подписываются председателем ликвидационной комиссии.

     2. Объявление о ликвидации юридического лица

После принятия решения о ликвидации юридического лица (в течение 3 рабочих дней), следует уведомить об этом государство и кредиторов. Для этого требуется:

  • направить уведомление о ликвидации юридического лица в управление юстиции по месту его регистрации;
  • направить уведомление о ликвидации юридического лица в управление государственных доходов по месту его регистрации;
  • разместить объявление о ликвидации юридического лица в периодическом печатном издании, распространяемом на всей территории РК. Для такого рода объявлений принято использовать Юридическую газету или Заң Газеті. Такое объявление размещается для информирования кредиторов о необходимости заявления требований, поэтому в нем важно указать: (1) период, в течение которого ликвидационная комиссия принимает требования кредиторов. Такой период не должен быть менее 2-х месяцев с момента опубликования объявления. (2) адрес, по которому ликвидационная комиссия осуществляет деятельность.
  • направить уведомления о ликвидации юридического лица его кредиторам.

     3. Взыскание долгов и принятие требований от кредиторов

Пока не истек срок для принятия требований кредиторами, ликвидационная комиссия ведет прием таких требований, проверяя каждое требование на законность и обоснованность. Кроме того, в этот период комиссией должны приниматься все меры по взысканию дебиторской задолженности и возврату денег на баланс юридического лица. Если кредитор не предъявил требование к ликвидируемому юридическому лицу, то задолженность перед ним должна быть списана.

     4. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс – это финансовый документ, который отражает экономическое состояние компании к концу срока предъявления требований кредиторами. Он содержит информацию о заявленных требованиях и о составе всего имущества ликвидируемого юридического лица. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией, но должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров) юридического лица.

     5. Исполнение налогового обязательства

Исполнение налогового обязательства – это прохождение юридическим лицом последовательных этапов налогового контроля. Подробно о способах и особенностях читайте в другом нашем материале.

     6. Расчеты с кредиторами

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия вправе приступить к расчетам с кредиторами. Погашать требования кредиторов разрешается только в порядке очередности, установленной законом: (1) требования из ответственности за причинение вреда жизни и здоровью; (2) требования, вытекающие из трудовых и авторских договоров; (3) требования, обеспеченные залогом имущества ликвидируемого юридического лица; (4) налоговые обязательства; (5) требования остальных кредиторов.

Если денег юридического лица недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна организовать продажу имущества с публичных торгов. Если имущества ликвидируемого юридического лица также недостаточно для расчетов со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия обязана направить заявление о банкротстве юридического лица в суд.

     7. Составление и утверждение ликвидационного баланса. Распределение имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами

После исполнения налоговых обязательств и завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс должен быть утвержден общим собранием участников (акционеров) юридического лица.

На практике возникает вопрос, следует ли отражать имущество, оставшееся после расчетов со всеми кредиторами, в ликвидационном балансе. Законодатель не ограничивает собственников бизнеса в этой части: имущество может быть распределено между участниками (акционерами) до составления ликвидационного баланса, в таком случае ликвидационный баланс будет “нулевым”. Также возможно отображение оставшегося имущества в ликвидационном балансе, после чего оно будет распределено между участниками (акционерами) юридического лица.

Распределение имущества между участниками (акционерами) осуществляется на основании акта ликвидационной комиссии, по акту приема-передачи. Возможно также передать вопрос о порядке распределения имущества на решение общего собрания участников (акционеров).

     8. Подача документов на регистрацию прекращения деятельности

После завершения действий, описанных в предыдущем пункте, ликвидационная комиссия уничтожает печать юридического лица, закрывает его банковские счета, а также производит архивацию документов по личному составу ликвидируемого юридического лица – то есть документов, отражающих трудовые отношения работника с работодателем. Если речь идет об акционерном обществе, то помимо перечисленного ликвидационная комиссия аннулирует выпущенные акции, облигации, а также отчеты об итогах погашения облигаций такого акционерного общества. 

Одновременно с этим необходимо сдать документы для регистрации прекращения деятельности через отделение “Правительства для граждан” по месту регистрации юридического лица: (1) заявление, образец которого можно получить в отделении; (2) решение (протокол) общего собрания участников (акционеров) о ликвидации юридического лица; (3) экземпляр печатного издания, в котором было опубликовано объявление согласно разделу 2 или сканированный образец страницы с опубликованным объявлением; (4) свидетельство об аннулировании акций, если речь идет об акционерном обществе; (5) акт об уничтожении печати; (6) квитанция об уплате регистрационного сбора: оплатить можно непосредственно в отделении; (7) оригиналы учредительных документов: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной (пере)регистрации при наличии.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.