Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

юридическая фирма

Банкротство

Налоговые споры

Восстановительные меры

БАНКРОТСТВО ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

27 декабря 2019

Согласно Закону РК «О реабилитации и банкротстве» (далее - Закон) градообразующее юридическое лицо – юридическое лицо, определяемое в порядке, установленном уполномоченным органом по региональному развитию. Уполномоченными органами по региональному развитию являются территориальные подразделения Министерства национальной экономики РК - Департаменты регионального развития.

Отнесение предприятий к градообразующим

Предприятия включаются в перечень по одному из следующих критериев:

  1. Объем производства юридического лица превышает 14 процентов от общегородского объема производства;
  2. Численность работающих в юридическом лице превышает 14 процентов от численности трудоспособного населения города.

Основной задачей отнесения предприятий к градообразующим и ведения их перечня является прогнозирование и определение социально - экономического состояния юридических лиц города. Местные исполнительные органы - акиматы, ежегодно до 1 марта представляют в уполномоченный орган по региональному развитию предложения по включению предприятий в перечень градообразующих.

По данным Национального банка РК 30% всех предприятий в Казахстане находятся в тяжелом финансовом положении, на грани банкротства и ликвидации. Дисбаланс спроса и предложения рынка, неэффективное управление, скачки курса валют и ряд других причин могут привести к банкротству любого предприятия, включая градообразующее.

Правительство прилагает постоянные усилия по недопущению банкротства и ликвидации градообразующих предприятий ввиду их высокой социальной и экономической значимости. Для этой цели вводятся меры государственной поддержки, предоставление грантов и субсидий, льготное кредитование и прочее. Также существуют специальные меры в рамках законодательства о реабилитации и банкротстве.

Особенности банкротства градообразующих предприятий

Процедура банкротства градообразующего предприятия проводится по общим правилам, предусмотренным Законом РК «О реабилитации и банкротстве» для всех юридических лиц, с применением следующих особенностей:

  1. К заявлению о банкротстве прилагаются документы, свидетельствующие об отнесении должника к градообразующему предприятию;
  2. При рассмотрении дела о банкротстве обязательно участие в суде представителя акима соответствующей территориальной единицы;
  3. Республика Казахстан, административно-территориальная единица вправе до вынесения судом решения осуществить одновременное погашение требований всех кредиторов, обеспеченных залогом, и кредиторов по гражданско-правовым обязательствам должника, вследствие чего производство по делу о банкротстве должно прекратиться;
  4. Погашение требований кредиторов Республикой Казахстан, административно-территориальной единицей не может сопровождаться изъятием либо приобретением ими иным образом имущества должника.

В положении, касающемся процесса погашения требований кредиторов средствами государственного бюджета, можно выявить некоторые пробелы.

Так, государство вправе погасить только требования залоговых кредиторов и кредиторов по гражданско-правовым обязательствам. При этом производство по делу о банкротстве должно прекратиться. Вместе с тем, градообразующее предприятие может иметь задолженность по заработной плате, налоговую и таможенную задолженность, а также прочие виды задолженности, погашение которых в рамках описанной нормы Закона не предусмотрено, но определяет платежеспособность должника.

Также Законом не урегулированы последствия погашения требований кредиторов государством. В законе указано, что погашение не может сопровождаться изъятием либо приобретением ими иным образом имущества должника. Закономерно возникают вопросы:

  • Становится ли государство само кредитором предприятия после погашения требований остальных кредиторов?
  • В случае оплаты задолженности из государственного бюджета, наделяется ли государство правом контролировать или каким-либо образом влиять на дальнейшую деятельность градообразующего предприятия, чтобы не допустить устойчивой неплатежеспособности повторно?

Если после погашения части либо всей кредиторской задолженности государство станет кредитором, то факт устойчивой неплатежеспособности не устраняется, произойдет замена кредитора.

Подобный механизм помощи государством описан в Федеральном законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)». А именно, в целях финансового оздоровления градообразующих предприятий Российская Федерация, его субъект или муниципальное образование должно представить в суд, поручительство по обязательствам должника.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств. В заявлении государственного органа в суд должна быть указана общая сумма задолженности и обязательство по его погашению, также заявление должно содержать график погашения с приложением, подтверждающих документом о включение обязательств по поручительству в бюджет. Вследствие чего становится понятным, что государство выделяет средства безвозмездно.

В условиях отсутствия судебной практики представляется наиболее разумным применение подобного механизма в Казахстане с определенными изъятиями. Республика Казахстан или административно - территориальная единица предоставляет обязательство по погашению всех предусмотренных Законом сумм кредиторской задолженности, включая кредиторов первой очереди, с указанием графика погашения. При этом обязательство должно быть односторонним и после прекращения дела о банкротстве государство не должно становиться кредитором градообразующего предприятия. Таким образом, вопрос наличия признаков устойчивой неплатежеспособности будет решен.

Также законодательно не предусмотрен контроль или иные формы влияния государства на дальнейшую деятельность градообразующего предприятия после погашения требований кредиторов.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.