Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

МАЛЫЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ ОТЛИЧИЯ.

3 июня 2016

Разделение субъектов предпринимательства на категории присуще всей мировой экономике. Внутренняя политика большинства современных государств направлена на стимулирование и поддержку малого и среднего предпринимательства, что обеспечивает рост и укрепление экономики страны. Особенности законодательного регулирования данного вопроса и преимущества, предоставляемые отдельным категориям субъектов предпринимательства, различаются в каждом государстве.

К примеру, в США субъекты малого и среднего бизнеса могут быть довольно крупными: к ним относятся субъекты предпринимательства с численностью работников до 500 человек. Основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса сформировались к середине прошлого столетия и на сегодняшний день представлены разнообразными действенными механизмами, оказывающими предпринимателям реальную поддержку.

В Великобритании развитие малого бизнеса началось значительно позже, к 70-м годам прошлого столетия, изначально же экономика страны была представлена в основном крупными предприятиями. Сегодня к субъектам малого бизнеса в Великобритании относят предприятия с численностью работников не более 50 человек и годовым оборотом не более 3 миллионов фунтов (около 689 000 МРП в РК).

Интересной представляется ситуация, складывающаяся в Австралии. В стране до 95 % бизнеса занимают субъекты малого предпринимательства, имеющие штат работников не более 20 человек. Особенность роли государства заключается в том, что на начальном этапе создания государство оказывает субъекту малого предпринимательства информационную и консультационную поддержку, и лишь спустя определенный период времени, когда предприятие докажет свою жизнеспособность, оно может рассчитывать на получение от государства финансовой помощи.

В Казахстане критериями разделения субъектов предпринимательства на малый, средний и крупный бизнес являются среднегодовая численность работников и среднегодовой доход компании. Их расчет производится государственными органами автоматически после представления лицом первой годовой налоговой отчетности.

Для определения среднегодовой численности работников учитываются все работники компании, ее филиалов, представительств и других обособленных подразделений. Среднегодовым доходом лица считается сумма совокупных годовых доходов (или дохода для субъектов, применяющих специальный налоговый режим) за последние 3 года, поделенная на три. Если лицо существует менее трех лет, то расчет производится на основе имеющихся представленных годовых налоговых отчетностей.

Субъектом малого предпринимательства (малый бизнес) в Республике Казахстан является лицо, среднегодовая численность работников которого не превышает 100 человек, а среднегодовой доход не более 300 000-кратного МРП (на 2016 г. – 636 300 000 тенге). Также законом перечислены виды деятельности, осуществление которых несовместимо с малым предпринимательством, и автоматически относит таких лиц к среднему или крупному бизнесу.

К крупному бизнесу относятся лица, среднегодовая численность работников которых превышает 250 человек, либо среднегодовой доход выше 3 000 000-кратного МРП (на 2016 год – 6 363 000 000 тенге). Обратим внимание, что для отнесения к субъекту крупного предпринимательства достаточно достижения только одного из критериев. Все иные лица, по критериям не относящиеся ни к субъектам малого, ни к субъектам крупного предпринимательства, образуют средний бизнес.

Также законом в отдельную подкатегорию выделяются субъекты микропредпринимательства – индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не более 30 000-кратного МРП (на 2016 год – 63 630 000 тенге). Для отнесения лица к субъекту микропредпринимательства достаточно наличия только одного из перечисленных признаков.

Такое разделение введено государством не только в целях статистики, но и для возможности оказания мер государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, а также некоторых иных законодательных решений. К числу мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса можно отнести, к примеру, оказание имущественной поддержки (предоставление в аренду или доверительное управление объектов, являющихся государственной собственностью), принятие специальных программ кредитования. Ограничено действие антимонопольного законодательства в отношении субъектов, чья деятельность направлена на развитие малого и среднего предпринимательства.

Также определение вида субъекта предпринимательства имеет значение при совершении регистрационных действий. Регистрация юридического лица-субъекта малого предпринимательства осуществляется в уведомительном, то есть в значительно упрощенном порядке. Субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от уплаты регистрационного сбора при регистрации или ликвидации/реорганизации. Кроме того  не требуется нотариальное удостоверение учредительного договора товариществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Наиболее же интересными для предпринимателей являются различия для групп субъектов бизнеса в налоговой сфере. Для субъектов малого предпринимательства законом установлена возможность применения специального налогового режима, упрощающего ведение налогового учета и сокращающего налоговые расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя. Это относится и к вопросам налогового администрирования. Так, предельный срок проведения проверки для субъекта микропредпринимательства не должен превышать 5 рабочих дней, в то время как для остальных субъектов такой срок устанавливается в 30 рабочих дней.

Для определения же крупных налогоплательщиков налоговое законодательство содержит собственные критерии, отличные от критериев отнесения лица к субъекту крупного предпринимательства. Среди лиц, численность работников которых составляет не менее 250, а балансовая стоимость всех активов не менее 325 000-кратного МРП (на 2016 год – 689 325 000 тенге), первые 300 налогоплательщиков с наибольшим совокупным годовым доходом без учета корректировки, включаются в Перечень крупных налогоплательщиков и подлежат мониторингу.

Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, обязаны представлять в налоговый орган дополнительные виды отчетности. Однако для таких налогоплательщиков предусмотрен упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость. Возврат в данном случае производится без налоговой проверки и в сравнительно более быстрые сроки.

Как результат всех перечисленных выше мер, в настоящее время в Казахстане наблюдается активное формирование и развитие малого бизнеса. За период с 2005 года количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства увеличилось почти вдвое. По состоянию на 2015 год малый бизнес занимает 96 % от общего количества всех действующих субъектов предпринимательства. Около 3 % субъектов приходятся на долю среднего бизнеса и лишь 1 % на долю крупного[1].

Таким образом, в современном казахстанском законодательстве напрямую отражаются принципы и идеи государственной политики в отношении развития и поддержки субъектов малого бизнеса. Внедряя подобные законодательные решения, Казахстан, по примеру развитых стран с сильной экономикой, укрепляет и стимулирует основные отрасли экономики и идет по пути развития рыночной экономики.


[1] Согласно данным Комитета по статистике РК

 

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.