Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РК.

29 апреля 2016

Самое короткое определение инвестиций – покупка активов. Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». То есть инвестиция – это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и принести положительную величину дохода. В литературе полученный от инвестиционной деятельности доход называют инвестиционным доходом.

Основное правовое регулирование отношений, связанных с инвестициями, дается в Предпринимательском кодексе РК. Согласно нормам данного кодекса, инвестициями являются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.

Для обозначения устанавливаемых законодательством льгот и выгод инвестиционной деятельности Предпринимательский кодекс РК использует термин «инвестиционные преференции», под которыми понимаются преимущества адресного характера юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта. При этом подразумеваются только юридические лица, созданные в порядке, установленном законодательством Казахстана.

Инвестиционный проект – это комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств. При этом выделяют инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект. Инвестиционные стратегические проекты предусматривают деятельность, соответствующую перечню приоритетных видов деятельности, инвестиционный контракт по которым заключен до 1 января 2015 года.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект, также реализуемый по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утвержден Правительством Республики Казахстан. К ним, в частности, относятся производства по добыче и переработке полезных ископаемых, производства легкой промышленности, производства в сфере транспорта, изготовления оборудования, а также многое другое.

Закон устанавливает определенные требования к лицам, осуществляющим инвестиционный приоритетный проект. Это должны быть вновь созданные юридические лица (созданы не ранее 24-х месяцев до дня подачи заявки), осуществляющие инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного размера МРП (на 2016 год – 4,242 млрд). Доходы, подлежащие получению от осуществления инвестиционной деятельности должны составлять не менее 90 % совокупного годового дохода юридического лица.

Лица, осуществляющие приоритетные проекты, вправе рассчитывать на предоставление им определенных преференций, предусмотренных законом: преференций по налогам, освобождения от обложения таможенными пошлинами, инвестиционных субсидий, предоставления государственных натурных грантов.

Останавливая внимание на налоговых преференциях, необходимо отметить, что их предоставление должно предусматриваться инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с уполномоченным органом. Налоговые преференции применимы только в отношении налогоплательщиков, не применяющих специальный налоговый режим. Для компаний, уже осуществляющих инвестиционный стратегический проект, необходимо заключить дополнительное соглашение к инвестиционному контракту, предусматривающее преференции по налогам.

Если это предусмотрено инвестиционным контрактом, лицо производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 %, а также устанавливает нормы амортизации не менее 50 % от предельных значений. Максимальный срок применения данной преференции – 10 последовательных лет с 1 января года, следующего за годом заключения инвестиционного контракта.

Следует обратить внимание, что компании, осуществляющие приоритетный стратегический проект, вправе производить уменьшение корпоративного подоходного налога только от деятельности, осуществляемой в рамках проекта. Для этих целей закон устанавливает обязанность для таких лиц ведения раздельного учета по доходам и расходам, полученным при эксплуатации объектов, введенных в рамках инвестиционного стратегического проекта, отдельно от доходов и расходов, полученных вне рамок инвестиционного стратегического проекта.

Другой вид налоговых преференций заключается в применении коэффициента 0 к ставкам земельного налога на земельные участки, используемые для реализации инвестиционного проекта. Однако данный вид преференций неприменим в случае сдачи указанного земельного участка или его части в имущественный найм (аренду) или в пользование в иных целях.

Предельный срок предоставления данных преференций для инвестиционного приоритетного проекта составляет 10 последовательных лет, для инвестиционного стратегического проекта – 7 последовательных лет с 1 января года, следующего за годом заключения инвестиционного контракта.

Также инвестор вправе рассчитывать на налоговую преференцию, заключающуюся в исчислении налога на имущество по ставке 0 % к налоговой базе в отношении объектов, впервые введенных в эксплуатацию, предусмотренных инвестиционным контрактом. Данный вид преференций не применяется в случае последующей передачи таких объектов налогообложения в пользование, доверительное управление или аренду.

Предельный срок предоставления данных преференций для инвестиционного приоритетного проекта составляет 8 последовательных лет, для инвестиционного стратегического проекта – 7 последовательных лет с 1 января года, следующего за годом, когда первый такой актив учтен в составе основных средств.

Заметим, что предоставление перечисленных выше видов преференций возможно лишь при прямом указании на это в инвестиционном контракте юридического лица. Для этого юридическое лицо направляет в Министерство по инвестициям и развитию РК заявку с перечнем документов, содержащих сведения о самом юридическом лице, о предполагаемых затратах, о размере и сущности запрашиваемых преференций, а также бизнес-план инвестиционного проекта. Заявка рассматривается в течение 20 рабочих дней.

При одобрении заявки на предоставление преференций инвестор должен заключить с уполномоченным органом инвестиционный контракт (договор на реализацию инвестиционного проекта), на основании которого в дальнейшем и происходит осуществление инвестиций и предоставление преференций.

Помимо указанных выше видов налоговых преференций законодатель предусматривает возможность отнесения на вычеты стоимости объектов преференций (здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, отвечающие признакам, установленным налоговым законодательством РК), а также последующих расходов на их реконструкцию и модернизацию. Однако данный вид преференций неприменим при применении налогоплательщиком хотя бы одного иного вида налоговых преференций.

При досрочном прекращении инвестиционного контракта все налоговые преференции аннулируются с момента их применения. В таком случае налогоплательщик обязан не позднее 30 календарных дней представить дополнительную налоговую отчетность, где отразит все примененные ранее суммы преференций к начислению.

Помимо указанных выше преференций государство гарантирует стабильность при изменении налогового законодательства. Это значит, что изменение указанных в законе правовых норм не будет распространено на отношения по реализации инвестиционных проектов, сохраняя за ними все оговоренные инвестиционным контрактом преференции и ставки налога.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.