Умелое банкротство – инвестиция в будущее.

© И. Тлеулин

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА БЕЗДЕЙСТВУЮЩИМ.

1 апреля 2016

Роль налогового учета сложно переоценить: именно он призван содействовать правильному и единообразному осуществлению фискальной политики. Поэтому налоговые органы каждого государства уделяют особое внимание контролю над своевременностью подачи налогоплательщиками налоговых деклараций и полнотой отображаемых в них данных.

Непредставление налогоплательщиком информации о доходах в установленный законом срок влечет негативные последствия в виде штрафных санкций. В налоговом законодательстве многих стран предусмотрены также дополнительные последствия в случае неоднократного непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций. Налоговый кодекс Республики Казахстан для указанных целей содержит понятие «бездействующего» налогоплательщика.

Бездействующим налогоплательщиком по законодательству Республики Казахстан может быть признан индивидуальный предприниматель, юридическое лицо-резидент (лицо, зарегистрированное в Республике Казахстан в соответствии с национальным законодательством), юридическое лицо-нерезидент (иностранное лицо), осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также структурное подразделение юридического лица-нерезидента (филиал, представительство).

Налогоплательщик признается бездействующим с даты вынесения налоговым органом соответствующего приказа. Такой приказ издается ежегодно не позднее 30 апреля и присваивает статус «бездействующий» налогоплательщикам, не представившим декларацию: по корпоративному подоходному налогу для юридических лиц или индивидуальному подоходному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, налогу на игорный бизнес, фиксированному налогу, упрощенную декларацию в течение одного года с даты, которой считается последней для сдачи соответствующей декларации. 

Для декларации по налогу на игорный бизнес, по фиксированному налогу и упрощенной декларации законом установлено дополнительное требование – учитывается непредставление таких деклараций  не только за рассматриваемый налоговый период, но и за три последующих. Принимая во внимание, что налоговым периодом для упрощенной декларации является полугодие, общий срок для признания бездействующим налогоплательщика, использующего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, фактически увеличивается до полутора лет.

Признание бездействующим налогоплательщиком индивидуального предпринимателя, использующего специальный налоговый режим на основе патента, происходит, если им не представлен расчет стоимости патента (вид налоговой отчетности для исчисления стоимости патента) в течение двух лет с даты окончания срока действия последнего патента.

Серьезным последствием признания налогоплательщика бездействующим является административное взыскание в виде штрафов, при этом налоговый орган вправе наложить штраф на каждую не представленную в срок декларацию, кроме первой, за несвоевременную сдачу которой предусмотрена мера административного взыскания в виде предупреждения.

Другое негативное последствие касается государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, их представительств и филиалов. В государственной регистрации (перерегистрации) будет отказано, если бездействующим признано само перерегистрируемое юридическое лицо или лицо, являющееся единственным участником данного регистрируемого (перерегистрируемого) юридического лица.

Отказ в государственной регистрации (перерегистрации) также последует, если физическое лицо, являющееся руководителем или участником регистрируемого (перерегистрируемого) лица является руководителем или единственным участником другого бездействующего юридического лица. Описанные положения о регистрации и перерегистрации юридического лица относятся также и к регистрации внесенных изменений и дополнений в учредительные документы.

Кроме этого, если юридическое лицо является бездействующим, а равно если руководитель или хотя бы один участник этого юридического лица является бездействующим налогоплательщиком, либо руководителем или единственным учредителем (участником) другого бездействующего юридического лица, налоговый орган отказывает такому юридическому лицу в добровольной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

Запрещается также открытие банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, банковских счетов бездействующим налогоплательщикам, за исключением корреспондентских счетов, а также банковских счетов, предназначенных для получения пособий и социальных выплат. Некоторые последствия признания налогоплательщика бездействующим могут затрагивать интересы его контрагентов в части налогообложения. Так, со дня вынесения приказа о признании юридического лица бездействующим расходы по операциям с бездействующим налогоплательщиком не подлежат вычету.

Помимо перечисленного, налоговый орган откажет бездействующему налогоплательщику в приостановлении представления налоговой отчетности, пока его статус не будет восстановлен. Приказ об исключении налогоплательщика из списка бездействующих принимается только после представления налоговой отчетности за все прошедшие периоды, а также уплаты штрафов. В течение одного рабочего дня после принятия соответствующего приказа сведения о бездействующем налогоплательщике исключаются из интернет-ресурса уполномоченного органа, что означает полное восстановление статуса налогоплательщика.

Отметим, что до 1 января 2014 года закон предусматривал возможность принудительной ликвидации налоговым органом бездействующего налогоплательщика, отвечающего условиям, оговоренным в законе. В настоящий момент данные нормы утратили силу, и бездействующий налогоплательщик не может быть ликвидирован без участия собственника.

При анализе международного опыта в решении вопроса налогоплательщиков, не представляющих налоговые декларации в течение длительного времени, прослеживается тенденция к ликвидации таких юридических лиц. Так, например, в Великобритании за позднюю подачу налоговых отчетов о регистрационных данных компании не предусмотрены штрафы, однако непредставление таких отчетов в течение нескольких месяцев ведет к исключению лица из реестра компаний, а все активы компании, включая деньги на банковских счетах и иную собственность, становятся собственностью Королевства.

В Российской Федерации лицо, признанное недействующим, подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Данное действие одними учеными-правоведами приравнивается к ликвидации, другими – выделяется в самостоятельное процессуальное действие, не влекущее ликвидации, вследствие чего возникает множество спорных вопросов касательно судьбы имущества лица, исключенного из ЕГРЮЛ.

Таким образом, если вы решили на время или навсегда оставить ведение бизнеса через конкретное юридическое лицо, наилучшее решение – приостановить представление налоговой отчетности до момента возобновления деятельности, или ликвидировать юридическое лицо применив процедуру добровольной ликвидации. Подобная предусмотрительность не только избавит вас от будущих трат, но и защитит от иных, крайне неприятных последствий, описанных в данной статье.

Поделиться
Отправить
 
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИКАЦИЙ
Материалы, размещаемые в данном разделе сайта: (1) Являются субъективным мнением их автора; (2) Не являются официальным толкованием норм казахстанского и международного права; (3) Актуальны на дату их составления; (4) Носят исключительно информативно – рекомендательный характер; (5) Могут быть использованы в любой форме только с письменного согласия уполномоченного представителя Юридической фирмы "Тлеулин и партнеры" либо со ссылкой на источник.